17:30 ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ. | |
Многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук родителей становятся в последнее время обычными и не могут не вселять тревогу. Проблема жестокого обращения с детьми относится к числу актуальных, так как насилие в семье является сегодня одной из важнейших причин, которое способствует социальному и психологическому нездоровью семьи, лишает ее стабильности и безопасности. Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью. ребенка. Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление ребёнка без психологической и моральной поддержки. С пострадавшими от жестокого обращения детьми встречаются и должны уметь его заподозрить в первую очередь представители тех специальностей, которые встречаются с детьми часто по роду своей деятельности. К ним относятся: школьные учителя, воспитатели детских домов и дошкольных учреждений, тренеры спортивных секций. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Во-вторых, подключить к работе классного руководителя, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия. Если факт жестокого обращения подтвердился, и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием.
Советы для ведения разговоров с детьми:
Это могут быть слова: - Я очень рад(а), что ты рассказал мне об этом, никто и никогда не заслуживает того, чтобы с ним жестоко обращались. - Ты не виноват (а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил (а) об этом. 2, Верьте ребенку. Наша задача выступать в роли защитников, поэтому мы всегда должны верить ребенку. Наша задача – разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем. Рассказывать о своей ситуации дети могут бессвязно, история может иметь пробелы, быть хронологически неправильной, некоторые части ее могут казаться целиком бессмысленными и не согласовываться между собой. 3.Оценивайте безопасность. Определите потребность ребенка в безопасности на данный момент. 4.Оставайтесь спокойными. Эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка рассказывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых. 5. Будьте честными. Очень важно не давать обещаний, которых вы не можете выполнить. Необходимо рассказать ребенку о действиях, к которым следует прибегнуть. 6. Проявляйте терпимость к языку ребенка. Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами, которые они знают. Не всегда этот словарь может быть правильным, может показаться нам шокирующим, если слово непонятно, то лучше уточнить, что именно оно означает. Не подвергайте допросу. Не обязательно иметь все факты. Это касается вопросов – кто, что, когда, сколько раз… Помните, что «слушание» не является способом взрослого добиться своего от ребенка. Оно необходимо для установления доверительной атмосферы общения. В такой атмосфере легче решаются любые проблемы. Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. Внешний вид детей, подвергшихся насилию: - припухлые, "заспанные" глаза; - бледное лицо; - всклокоченные волосы; - сосание пальцев, раскачивание; - неопрятная одежда; - синяки на теле; - переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить, как по внешнему виду, так и по поведению. Поведение пострадавших детей: - неожиданная смена настроения; - приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого); - ребенок разговаривает сам с собой; - игра в воображаемом мире; - повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним; - повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя; - хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший; - чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать; - бродяжничество. Главными последствиями насилия являются: - трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, пристраститься к алкоголю, наркотикам; - эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он не может или не умеет общаться, а чаще – просто боится проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей; - задержка физического и психического развития – такие дети позже начинают говорить, ходить, отстают от сверстников в росте и весе; - тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой); - низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности; - хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать; - чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать; - недоверие к людям. Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка вырасти в нормальных условиях в кровной семье. Оптимальной защитой детей от насилия является обращение в органы опеки и попечительства, подразделение ОМВД по делам несовершеннолетних, комиссию по делам несовершеннолетних. Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.
| |
|
| |
| Всего комментариев: 0 | |
