10:18 Психологические подходы к летнему оздоровительному отдыху подростков. Психологические особенности подросткового возраста. | |
Психолог, психотерапевт гуманистического направления в психологии Э. Эриксона подростковый возраст считает очень важным в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Новый психосоциальный параметр на положительном полюсе предстает в виде эго – идентичности, на отрицательном – в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречается подросток, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, учащиеся, спортсмены, музыканты и т.п.) и интегрировать эти многочисленные образы «себя» в личностную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Неспособность юных достичь личной идентичности, или ролевое смешение, чаще всего формирует чувство бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Подростки ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда выбирают сторону «негативной» идентичности — противоположной той, что настойчиво предлагается им родители и учителя. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса - это верность, т.е. способность быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в системе ценностей. Всё это ведет к возможности юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества. Психологи отмечают, что ребенок переживает кризис потому, что достигает возраста, в котором люди в нашем обществе начинают по- новому осознавать свою автономность и самостоятельность. До 12 лет ребенок подражает родителям Но после того, как все это окажется усвоенным, для ребенка приходит время узнать, что он или она — человек, личность, распоряжающаяся своей собственной жизнью. Для этого подросток должен принимать самостоятельные решения, что зачастую является для него мучительным. Безусловно, подростокнуждается в свободе и это составляет главное направление развития, но обычно в нем существует и своего рода панический страх от мысли о действительной свободе. Очень велико искушение опять вбежать в «клетку», и большинство детей проделывают это много раз, провоцируя взрослых оказать контроль и взять ответственность на себя. Таким образом, можно сделать вывод, что задача взрослых, находящихся рядом с подростком в этот период, помочь в преодолении кризиса эгоистичности, а также поощрять проявление взрослости в виде попыток самостоятельного принятия решений, сопровождающегося чувством ответственности за свои поступки. Главный специалист И.В. Богунова | |
|
Всего комментариев: 0 | |