21:26 Как избежать вовлечения подростков в секты, экстремистские и террористические организации. | |
Религия и религиозные организации традиционно выступали и выступают в качестве важнейшего фактора социализации человека после семьи. В настоящее время наблюдается повышенный интерес молодых людей к вопросам религии, обращенность к религиозным традициям и верованиям. Вера для молодых людей приобретает многозначный смысл: это и групповая принадлежность, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность. В то же время молодежь – это наиболее уязвимая часть общества. Факторами риска для молодежи являются напряженная эмоциональность, романтизм, максимализм, непродуманность решений, потребность во внешнем одобрении. Подверженность этим факторам способствует переориентации молодых людей с традиционных религий на новые религиозные объединения (НРО), многие из которых имеют явно деструктивный характер. Так же в последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской и террористической деятельности. Главную причину вовлечения молодежи в деятельность экстремистов работники правоохранительных органов видят в… Интернете. Как правило, первое знакомство подростка с «новыми» взглядами происходит на улице либо на сайте конкретной экстремистской организации в Сети. В последнее время вербовать новичков по Интернету стало особенно легко. К сожалению, далеко не всегда удается уберечь молодых людей от опасного контента, и зачастую они попадают на сайты далеко не самого лицеприятного содержания. Террористы, экстремисты, тоталитарные секты – все это воздействует на их психику и систему ценностей, навязывая специфические взгляды и суждения. Основной «группой риска» для антиобщественной пропаганды является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет – в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности. Важно помнить, что попадание подростка под отрицательное влияние легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Для начала давайте разберемся в основных понятиях сегодняшней темы. I. Понятия «Экстремизм», «Терроризм», «Секта». Экстремизм (от лат. Extremus – крайний, чрезмерный) – приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике). Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Если обратиться к российскому законодательству, то основное определение экстремизма дано в федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года. Экстремистская деятельность предполагает: • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения и т.д. Терроризм же, в свою очередь, – это крайняя форма проявления экстремизма. Слово “терроризм” произошло от латинского слова “tеггог” – страх, ужас и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века. Это сложное социально-политическое и криминальное явление, обусловленное внутренними и внешними противоречиями общественного развития. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного ущерба либо наступление опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие. Основными видами экстремистской деятельности являются: 1) религиозно-националистический экстремизм – это оборотная сторона религии, ее темная, опасная сторона, направленная на жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления, проявление крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо противоборстве внутри одной конфессии (внутри конфессиональный и межконфессиональный экстремизм) и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий. Религиозный экстремизм обычно предусматривает не только распространение какой-либо религии, но и создание государственных или административных образований, в которых эта религия стала бы официальной и господствующей. При этом нередко преследуются и чисто экономические и политические цели. Таким образом, религиозный экстремизм несет в себе элементы экстремизма политического. Не менее часто здесь действует принцип, согласно которому представители какого-либо народа или нескольких народов заведомо считаются потенциальными сторонниками определенной религии, а все остальные – ее противниками; 2) политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды; 3) религиозно-политический экстремизм – деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти; Определяя сущность традиционных религий, следует сказать, что они составляют часть исторического, духовного, социального и культурного наследия определенной страны и этим определяют духовные и культурные традиции народов, населяющих государство. В отличие от традиционных, тоталитарные религиозные объединения будут чужеродными в любой стране, ибо они разрушают систему ценностей, выработанных народом. Тоталитарные религиозные объединения, по сути, являются деструктивными, так как они разрушают личность. Термин «тоталитарность» в данном случае делает акцент на методах деятельности объединения. В современной науке используется ряд синонимичных понятий для обозначения нового типа религиозных организаций: религиозная секта, религиозный культ, тоталитарная секта, нетрадиционная религия, новые религиозные движения. Мы в нашем разговоре для удобства будем употреблять «секта». Секта (лат. secta - учение, направление, школа) – это: 1) организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им; 2) тип религиозной организации, характеризующийся закрытостью, строгим членством, харизматическим лидерством, критическим отношением к действительности. Тоталитарная секта (от лат. totalis – весь, полный) – организация, устанавливающая полный, всеобъемлющий контроль над образом жизни и образом мысли своих членов. Деструктивная секта (культ) – разновидность организации, чья культовая практика признается авторитетными социальными институтами общества разрушающей в отношении личности, ее духовного и физического здоровья, системы ценностей и образа жизни; нарушающей гарантированные права и свободы человека, нормы общественного порядка и нравственности. Отдельно хочется сказать про АУЕ. АУЕ — это проклятье современной молодежи, заразная болезнь, которая все шире захватывает детей и расползается из одного региона в другой. Эта аббревиатура пришла из тюремного мира и означает «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство». Распространившись сперва в спецучреждениях и детдомах, чтобы «греть зоны» (собирать для них деньги в общак), блатная идеология перебросилось и на обычные школы. Молодежь в АУЕ привлекает романтизированный дух уголовного мира, почти мушкетерское «один за всех и все за одного», а еще бунт против органов правопорядка, который позволяет подросткам чувствовать себя современными Робин Гудами. Если раньше школьники фанатели от субкультуры эмо и готов, то теперь их кумирами стали тюремные персонажи. С каждым годом опасная субкультура вовлекает в свои сети все больше адептов. Они с увлечением постигают привычки и нормы поведения заключенных, избивают и насилуют сверстников и даже вступают в столкновения со стражами порядка. Выявить представителей АУЕ и как-то попытаться повлиять на них сложно: дети считают свое участие в этом движении тайной и жестко наказывают тех, кто пошел против него. Как избежать попадания в секту? 1. Как правило, человека толкает в секту сложная жизненная ситуация, одиночество, ощущение ненужности и невостребованности. Найдите себе и своим близким единомышленников и постарайтесь создать такой круг общения, в котором будет комфортно, интересно и познавательно. Свободное время займите спортом, отдыхом на свежем воздухе, другими увлечениями, приятными хлопотам. Соблюдайте режим труда и отдыха, высыпайтесь. 2. Тонкие психологи вербуют в секты настолько грамотно, что человек, ещё не успев понять, куда он попал, уже опутан сетями, и выйти из ловушки очень сложно. Чем дольше он находится в секте, тем сложнее его оттуда вытащить. Если срок пребывания там идёт на месяцы, шансы вернуть его к нормальной жизни достаточно высоки, а если на годы, то они, если и не равны нулю, все равно мизерны. Поэтому в случае резкого изменения поведения и образа жизни вашего ребёнка или другого родственника срочно примите меры. Посоветуйтесь с психологом, постарайтесь переключить его на другую деятельность, созидательную и интересную. 3. Нет человека, который пришёл бы в секту сам. Его приводят туда через обман, сокрытие информации, недобросовестную рекламу и держат, манипулируя сознанием. Секты могут скрываться под ширмой различных кружков по интересам: бесплатных или подозрительно дешевых курсов изучения иностранного языка, Библии, восточной философии, йоги, групп здоровья, центров развития личностных способностей, общественных организаций. Постепенно жизнь пришедших в секту становится полностью подконтрольной лидеру, наставнику. Воспринимайте призыв «Не сотвори себе кумира» не столько как библейскую заповедь, но и как разумный жизненный принцип. 4. Отличить служителя традиционной церкви от проповедника религиозной секты несложно. Если вам делают весьма заманчивое (за символические деньги) предложение, то необходимо задуматься. Когда требуют принять решение прямо здесь и сейчас, потому что «потом будет поздно», то это явно что-то недобросовестное, вам просто не хотят предоставить полную информацию. Любой адекватный представитель традиционной конфессии всегда даст вам время ознакомиться с предоставленной информацией, чтобы принять осознано, разумом и сердцем. Поэтому, когда вас будут усиленно куда-то завлекать и требовать скорее поменять свое сознание, - не спешите говорить «да». Предварительно «пробейте» организацию и ее лидера по интернету – возможно, вы сразу узнаете много любопытных нюансов, от которых ваше желание приобщиться к «разумному, доброму, вечному» в этой группе моментально поугаснет. | |
|
Всего комментариев: 0 | |