Главная » 2023 » Ноябрь » 7 » Информация для родителей: Жестокое обращение с ребенком. Профилактика насилия в семье.
23:32
Информация для родителей: Жестокое обращение с ребенком. Профилактика насилия в семье.

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной "предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.

Дети крайне редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению по ряду причин:

- ребенок не видел другого отношения и не понимает, что над ним совершают насилие;

- насильник запугивает ребенка;

- насильником является человек, которого ребенок любит и боится разрушения с ним отношений.

Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми:

1. физическое насилие;

2. сексуальное насилие;

3. психическое насилие;

4. пренебрежение к интересам и нуждами ребёнка.

 

1. Физическое насилие над детьми – нанесение ребенку родителями (лицами, их заменяющими), либо ответственными за воспитание и другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психологической травмой. Поэтому, если телесные наказания приводят к нарушению здоровья, развития, а также психологического благополучия ребенка, их следует расценивать как физическое насилие.

Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):

· при повреждении любых органов тела наблюдается расстройство эмоциональной сферы, задержка развития, малоподвижность;

· дети могут становиться агрессивными, тревожными, что проявляется в отношениях с другими людьми;

· могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;

· страх физического контакта, боязнь идти домой;

· тревога (когда плачут другие дети), тики, сосание пальцев, раскачивание.

Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком:

1. Раны и синяки:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

· непонятного происхождения;

· имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута).

2. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений.

3. Повторяющаяся госпитализация.

 

2. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

· ласка, эротизированная забота;

· демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;

· изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;

· сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);

· проституция.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия.

Влияние на ребенка:

· расстройства эмоциональной сферы (повышенная тревожность, частые смены настроения, подавленность, склонность к слезам, вспышки агрессии, раздражительность, тревожность, депрессия, нарушение самооценки, злость, чувство вины и стыд);

· нарушения взаимоотношений (чувство одиночества, изолированность);

· заниженная самооценка, неуверенность в своих силах, чувство беспомощности (это чувство усиливается, если ребенок делает попытки прекратить насилие, сообщить о происходящем, но встречает непонимание и даже гнев со стороны взрослых, к которым он обращается за помощью);

· ребенок жалуется на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

· девочка может забеременеть;

· ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

· скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика.

Если имеет место хотя бы один из перечисленных признаков, то необходимо обратиться за помощью.

 

3. Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Виды психологического (эмоционального насилия):

· обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· отвержение ребенка;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· похищение ребенка;

· причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, вспыльчивость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

· уступчивость, податливость;

· склонность к уединению, неумение общаться;

· плохая успеваемость;

· агрессивность;

· ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

 

4. Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих.

Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес; постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

· брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача;

· санитарно-гигиеническая запущенность;

· отставание в физическом развитии;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

· устает, апатичен, отклонения в поведении, склонен к вандализму.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику пострадавшего ребенка.

 

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные, физические недостатки ребенка;
- ребенок с «трудным» поведением.

Ребенок может подвергаться жестокому обращению со стороны родителей и в благополучных семьях, не состоящих на различных профилактических учетах. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием количества насильственных преступлений в обществе. Разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, ответственных за воспитание детей. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего их развитие происходит с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Ответственность за жестокое обращение с детьми
Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих
жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях
предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по
содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде
предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей
(ст. 5.35 КоАП РФ).
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает
ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду
статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей,
отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить
основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с
семейным законодательством.
Не оставайтесь наедине со своими проблемами. Звоните, и Вам помогут найти выход из сложившейся ситуации. Единый общероссийский телефон доверия «8 - 800- 2000 -122»

Просмотров: 147 | Добавил: Администратор | Теги: профилактика жестокого обращения с , центр соцслужб | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0