23:32 Информация для родителей: Жестокое обращение с ребенком. Профилактика насилия в семье. | |
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что несовершеннолетние обладают повышенной "предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений. Дети крайне редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению по ряду причин: - ребенок не видел другого отношения и не понимает, что над ним совершают насилие; - насильник запугивает ребенка; - насильником является человек, которого ребенок любит и боится разрушения с ним отношений. Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми: 1. физическое насилие; 2. сексуальное насилие; 3. психическое насилие; 4. пренебрежение к интересам и нуждами ребёнка.
1. Физическое насилие над детьми – нанесение ребенку родителями (лицами, их заменяющими), либо ответственными за воспитание и другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психологической травмой. Поэтому, если телесные наказания приводят к нарушению здоровья, развития, а также психологического благополучия ребенка, их следует расценивать как физическое насилие. Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы): · при повреждении любых органов тела наблюдается расстройство эмоциональной сферы, задержка развития, малоподвижность; · дети могут становиться агрессивными, тревожными, что проявляется в отношениях с другими людьми; · могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; · страх физического контакта, боязнь идти домой; · тревога (когда плачут другие дети), тики, сосание пальцев, раскачивание. Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком: 1. Раны и синяки: · разные по времени возникновения; · в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно); · непонятного происхождения; · имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута). 2. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений. 3. Повторяющаяся госпитализация.
2. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это: · ласка, эротизированная забота; · демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого; · изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт; · сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми); · проституция. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия. Влияние на ребенка: · расстройства эмоциональной сферы (повышенная тревожность, частые смены настроения, подавленность, склонность к слезам, вспышки агрессии, раздражительность, тревожность, депрессия, нарушение самооценки, злость, чувство вины и стыд); · нарушения взаимоотношений (чувство одиночества, изолированность); · заниженная самооценка, неуверенность в своих силах, чувство беспомощности (это чувство усиливается, если ребенок делает попытки прекратить насилие, сообщить о происходящем, но встречает непонимание и даже гнев со стороны взрослых, к которым он обращается за помощью); · ребенок жалуется на зуд, воспаление, боль в области гениталий; · девочка может забеременеть; · ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем; · скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика. Если имеет место хотя бы один из перечисленных признаков, то необходимо обратиться за помощью.
3. Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Виды психологического (эмоционального насилия): · обвинение в адрес ребенка (брань, крики); · принижение его успехов, унижение его достоинства; · отвержение ребенка; · длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; · принуждение к одиночеству; · совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; · похищение ребенка; · причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка. Влияние на ребенка: · задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников); · импульсивность, вспыльчивость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость; · попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков); · уступчивость, податливость; · склонность к уединению, неумение общаться; · плохая успеваемость; · агрессивность; · ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева; · депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
4. Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих. Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы): · не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес; постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу; · брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища; · нет прививок, нуждается в услугах зубного врача; · санитарно-гигиеническая запущенность; · отставание в физическом развитии; · не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно; · устает, апатичен, отклонения в поведении, склонен к вандализму. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику пострадавшего ребенка.
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми: - неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех; Ребенок может подвергаться жестокому обращению со стороны родителей и в благополучных семьях, не состоящих на различных профилактических учетах. Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием количества насильственных преступлений в обществе. Разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, ответственных за воспитание детей. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего их развитие происходит с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Ответственность за жестокое обращение с детьми | |
|
Всего комментариев: 0 | |