Главная » 2015 » Ноябрь » 27 » Психотерапевтические методы предотвращения самоубийств среди подростков и молодежи.
15:41
Психотерапевтические методы предотвращения самоубийств среди подростков и молодежи.

         Актуальной остаётся проблема суицидальных проявлений в подростковой и молодёжной среде.

         Кризисная психотерапия – набор психотерапевтических приемов и методов, направленных на помощь людям, находящимся в состоянии социально-психологической дезадаптации, обусловленной реакцией на тяжелый стресс, и предназначенных для предотвращения саморазрушительных форм поведения и в первую очередь попыток самоубийства (суицидальных попыток).

         В подростково–юношеском возрасте кризисная психотерапия характеризуется:

  • неотложным характером психотерапевтической помощи;
  • нацеленностью на выявление и коррекцию неадаптивных психологических установок, приводящих к формированию суицидального поведения;
  • поиском и тренингом неопробованных ранее подростком способов разрешения актуального межличностного конфликта, повышающих уровень социально–психологической адаптации, обеспечивающих личностный рост и устойчивость индивида к будущим кризисам.

         Первым этапом кризисной психотерапии является кризисная поддержка. Необходимо, чтобы подросток был выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Сочувственное выслушивание облегчает отреагирование подростком подавленных эмоций, что уменьшает аффектную напряженность. В процессе беседы следует обращать пристальное внимание на «факторы суицидального риска»: одиночество, наличие хронических (в особенности инвалидизирующих) заболеваний, потерю близкого человека в недавнем прошлом, наличие предшествующих суицидальных попыток и т.д.

         Нередко в таких случаях бывает целесообразно прямо спросить подростка, есть ли у него желание умереть. Бытовавшие в прежние годы опасения, что прямой вопрос может «натолкнуть» подростка на мысль о самоубийстве, малообоснованны: у подростка имеется масса возможностей «натолкнуться» на эту мысль и без нашей помощи.

         В других ситуациях этот вопрос можно поставить в другом плане: «Что Вас (тебя) удерживает в жизни?» Практика показывает, что лица со сформированными «антисуицидальными представлениями» отвечают четкои определенно (семья, близкие люди). Могут выявляться представления о «позорности», «греховности», самоубийства.

         Замешательство подростка, уклонение его от ответа на поставленный вопрос могут свидетельствовать о непрочности «антисуицидального барьера» и повышенном риске самоубийства.

         Мобилизация адаптивных навыков проблемно-решающего поведения производится путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для подростка областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях и разрешении кризиса. Проявления личностной несостоятельности подростка не интерпретируются, чтобы не снижать самооценку подростка и не актуализировать тем самым суицидоопасные переживания.

Предупредительные меры и реакции лиц ближайшего окружения «суицидоопасного подростка».

         К любому разговору на тему самоубийства и соответствующим действиям необходимо относиться серьезно и обращать на них внимание.

         Если подросток находится в депрессии, не игнорируйте его состояние, не преуменьшайте и не отрицайте, а поддерите его эмоционально и похвалите за недавние успехи. Скажите, что чувство подавленности и тоски обычны для людей с серьезными эмоциональными проблемами, но со временем наступит облегчение.

         Если возникает впечатление, что подросток готовится к самоубийству, постарайтесь выяснить, есть ли у него конкретный план действий, и чем острее ситуация, тем важнее:

  • обратиться за профессиональной психотерапевтической помощью;
  • постараться добиться от подростка обещания, что он не будет действовать под влиянием нахлынувших чувств, не поговорив с вами или по «телефону доверия»;
  • спрятать опасные предметы (таблетки, бритвы, ножи и т.п.), которые могут быть использованы для реализации попытки самоубийства.

         Планирование последующей психотерапевтической работы осуществляется в соответствии с «уровнем терапевтической установки», без опережения готовности подростка к внутренним изменениям.

         Задачи кризисной поддержки считаются выполненными, когда купируются аффектные расстройства, что значительно снижает актуальность суицидальных тенденций и позволяет перейти к когнитивной перестройке, осуществляемой на втором этапе кризисной психотерапии – этапе кризисного вмешательства.

Период выхода из острого кризиса является оптимальным для когнитивной перестройки потому, что в это время суицидальный риск сведен к минимуму, готовность к внутренним изменениям еще достаточно высока и, кроме того, сохраняется характерная для кризисного состояния пластичность личностных структур, необходимая для подобной перестройки.

         Если у родителей или у молодого человека существует проблема по данной тематике, надо немедленно обращаться за квалифицированной психиатрической, психологической помощью.

         На территории Республики Крым действует телефон экстренной психологической помощи семьям, детям и молодёжи 620-111, со стационарных телефонов г. Симферополя – 1573, мобильный номер +79780000738 (круглосуточно).

 

Материал из книги С.А. Игумнова «Клиническая психотерапия детей подростков» подготовила И.В. Богунова - главный специалист отдела социальной работы с семьями и молодежью Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Симферопольский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи». 

 

Просмотров: 253 | Добавил: Администратор | Теги: центр социальных служб для семьи, Телефон доверия, помощь | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0